27 июня, 2016

Обследование аутичных детей



         В нашей работе иногда приходится сталкиваться с аутичными детьми. Нам, педагогам, с ними необходимо взаимодействовать, адаптировать к социуму, помогать и обучать родителей справляться с трудностями, поддерживать их и убеждать не опускать руки.

         И, чтобы справляться с поставленной задачей, нам самим необходимо обладать достаточными знаниями и практическим опытом. Но, в том учебном заведении, в котором училась я, нас этому (к сожалению) не обучали. А за 9 лет работы педагогом-психологом на моем опыте было четверо таких детей. Три случая: с элементами аутизма и один случай – тяжелая форма. Эта девочка посещала детский сад кратковременно и то, в присутствии мамы. Я их отправляла на ПМПК, в надежде, что ребенок будет посещать коррекционную группу, но на комиссии им рекомендовали домашнее обучение.

         А в первых трех случаях ситуации совершенно разные из-за отношения родителей. В одном случае – понимающая мама, что у нее особый ребенок, и готовая пойти на все, лишь бы помочь своему малышу. В другом случае – мама, закрывающая глаза на проблему. Строящая защитную реакцию: ну и что, что не разговаривает в 3 года, у нас и папа поздно заговорил и т.д. На все доводы педагогов относительно развития ребенка она говорила «Ничего! Рассосется!» Только что и где должно рассосаться одной маме ведомо. Но чувство беспокойства внутри сидело и, когда она родила второго ребенка, было с чем сравнить. В третьем случае молодая мама, не нагулявшаяся. Здесь комментарии излишни.

         Поэтому хочу поделиться с вами, дорогие читатели, тем небольшим опытом, который усвоила я в процессе взаимодействия с такими детьми.

         Проводить диагностику таких детей не просто, поскольку имеются трудности установления с ними контакта. Но в любом случае, эта работа должна проводиться индивидуально.

         Во-первых, необходимо собрать анамнестические данные.

         Во-вторых, определить уровень нарушений эмоционально-волевой сферы.

         В-третьих, изучить особенности познавательной сферы.

        

         Существует 4 типа аутистического дизонтогенеза (по классификации О.С.Никольской)

Первый тип аутистического дизонтогенеза – уровень полевой реактивности:

1.     повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов;

2.     выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее);

3.     отсутствие зрительного контакта (взгляд плавно ускользает);

4.     наличие «полевого» поведения;

5.     мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера;

6.     вычурность двигательных поз.

Второй тип – уровень стереотипов:

1.     выраженная чувствительность к внешним стимулам – силе голоса, света, температуре, прикосновениям;

2.     активное отторжение мира в виде аутостимуляций;

3.     обилие моторных стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии;

4.     проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.);

5.     наличие страхов;

6.     автономная игра.

Диагностика детей этих двух типов крайне затруднена и представляется возможным лишь длительно их наблюдать.

Третий тип – уровень экспансии:

1.     проявление выраженной конфликтности поведения;

2.     быстрая пресыщаемость в любой деятельности;

3.     выраженная избирательность в контактах;

4.     наличие немотивированных страхов;

5.     безадресная речь, не направленная на собеседника;

6.     отсутствие использования местоимений первого лица;

7.     взгляд «сквозь» человека.

Четвертый тип – уровень эмоционального контроля:

1.     проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах;

2.     потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке;

3.     симбиотическая связь с близкими (с матерью);

4.     речь может носить затухающий характер;

5.     визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер.

Обследование детей третьего и четвертого типов вполне возможно, главное суметь с ними установить контакт.

         Как определить уровень нарушений эмоционально-волевой сферы? Наблюдение и еще раз наблюдение! За поведением, за спонтанной деятельностью ребенка.

         Необходимо отслеживать динамику развития и изменения способов адаптации ребенка. При позитивной динамике заметны улучшения в эмоционально-волевой сфере ребенка. При регрессе ребенок становится более замкнутым и отрешенным, имеющиеся связи и контакты с миром нарушаются.

         Изучение познавательной сферы аутичных детей осуществляется в ходе  игры с ним. Таким образом оценивается уровень знаний и навыков. Если ребенок способен понимать и выполнять даваемую вами инструкцию, то можно предложить ему тестовые задания, например, корректурную пробу.

         Очень важным моментом является реакция ребенка на игры и пособия. Если ребенок неадекватно отреагировал, например, испугался, следует убрать пособие. К новым игрушкам, пособиям ребенку необходимо привыкнуть, поэтому лучше пусть какое-то время они полежат на виду, чтобы малышу они не казались чем-то неизвестным. Если ребенок переутомился, следует прекратить игру.

         Ну и конечно же обязательно тесно общайтесь с близкими: как ребенок ведет себя дома, какие новые привычки появились, какие исчезли, какие изменения наблюдаются во взаимодействии с близкими людьми, какие имеются предпочтения в выборе игрушек и предметов.

Это все что я хотела вам сегодня рассказать.

Удачи!


2 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена.
    Спасибо за статью, действительно, чтобы работать с особыми детьми нужно иметь определеное образование, подготовку. Мы, простые педагоги, не знаем, как это делать, как обратить внимание родителей на это, не обидев их.
    С каждым годом таких детей все больше, а работать с ними трудно... Считаю, что им необходимо индивидуальное обучение, им социум и не нужен, часто они опасны для окружающих.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Жанна. То, что эти дети могут быть опасны для окружающих совершенно верно. Также они опасны и для самих себя, потому что порой не чувствуют страха. У нас был мальчик, который забирался по пожарной лестнице до второго этажа. И за ним нельзя было полезть, потому что он начинал там метаться. Воспитателю приходилось караулить в низу и уповать на то, что все обойдется. В группе с численностью 30 детей, иметь такого ребенка это большая проблема. Поэтому хочется, чтобы родители прислушивались к советам педагогов и специалистов. Ведь чем раньше обнаружить проблему, тем легче ее решить.

    ОтветитьУдалить