31 октября, 2015

Родительское собрание "На пороге школы"

   
Настало время поговорить с родителями будущих первоклассников о подготовке к школьному обучению и осветить проблемы, которые выявляются в процессе диагностики.
        Многие взрослые полагают, что если ребенок умеет читать и считать, то к школе он, безусловно, готов. Некоторые родители, ориентируясь на эти параметры, торопят детство своего чада и, не давая ему созреть психологически, отдают в школу с 6 лет: "Он у нас такой умный!"
А под "умностью" подразумевают сформированные учебные навыки коими являются (повторюсь) чтение и счет - может что-то еще, не знаю, но за консультацией к педагогу-психологу  обращаются единицы. И бедный малыш, у которого незаслуженно отобрали год детства, сталкивается с такими трудностями к которым он не готов ни физически, ни психически. И полились слезы: плачет малыш, плачут родители, плачут учителя.
          Так что же такое - готовность к школьному обучению?
       Раньше в садах и школах не было никаких психологов и казалось, что и проблемы готовности к школе тоже не было. Исполнилось 7 лет - шагай, учись!
        Дело в том, что проблема готовности к школе довольно молодая. О ней начали говорить только в начале 80-х. А возникла эта проблема  в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с  7 или даже с 8 лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Учителя по-своему объясняли причины неуспеваемости: «плохая семья», «запущен» и т.д. Но когда они столкнулись с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Шестилеток отбирали учителя по привычным для себя показателям, чтобы и читали и считали. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то что отличников из них не получалось: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит плохо готовы. А раз плохо готовы, значит нужно готовить лучше. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т.п. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребенком, игнорируя законы его психологического развития.
         Готовность - это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности - готовность включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в вузе. Если ребенок в силу проблем своего развития не готов вступать в развернутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернется для него пыткой. Не готов  играть по правилам университета, не сможет успешно учиться.
         

      Диагностируя детей к школьному обучению, я выделяю для себя ряд проблем, с которыми необходимо работать.
     Первая проблема - это внимание. А умение сконцентрироваться на поставленной задаче – это важнейшая предпосылка успешного обучения, так как в большом классе постоянно происходят какие-либо отвлекающие события. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребенка, если он может в течение 15-20 минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу, не утомляясь. После этого наступает утомление. 
             Утомление чаще всего бывает двух видов. Одно проявляется классически уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально.  Нужно  дать ему отдохнуть, например, переключить в другую, более привычную и интересную деятельность. Другой вид утомления проявляется парадоксально, чем больше ребенок устал, тем более подвижным ой становится. Он часто отвлекается, реагирует на все случайные раздражители, движения руки становятся все более размашистыми. выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и вредно заставлять сидеть тихо: набегавшись, активный ребенок постепенно сможет вернуться к учению.

              Упражнения для развития внимания
Корректурная проба
        Дайте ребенку вырезки из газет или из старых ненужных книг и попросите его вычеркнуть все буквы "а" и маленькие и большие (можно любую другую букву). Когда ребенок начнет справляться с заданием достаточно хорошо, можно усложнить задачу: букву "а" пусть вычеркивает, а букву "е" - подчеркивает.
         Это упражнение очень хорошо развивает концентрацию внимания. Но есть одно правило: не заставляйте ребенка долго корпеть над этим заданием (все таки деятельность малоинтересная, да еще требующая большого самообладания). Достаточно 5 минут, но ежедневно.
           Лото
         Любое лото с парными картинками. В процессе этой игры еще и повторите птиц, рыб, животных и т.д.
     Но можно и усложнить задание. Вы ребенку описываете какую-либо картинку, а он должен найти ее по описанию. Потом поменяйтесь ролями (заодно и речь потренируете).
         Еще один вариант. Раскладываете все картинки от лото изображениями вверх и говорите ребенку: "Найди и покажи яблоко". Задача ребенка как можно быстрее отыскать названную картинку. 
       Не забывайте меняться ролями: это ведь игра, а в игре смена ролей обязательна.
Найди отличия
        
        В детских журналах полно картинок, которые на первый взгляд одинаковые, а на самом деле отличаются небольшими деталями. Нет журналов - интернет в помощь.

         Вторая проблема - сформированность логического мышления. 
         К семи годам ребенок должен:
- объединять предметы в группы по определенным признакам;
- находить закономерность в построении ряда предметов;
- выделять предмет, не подходящий к общим признакам;
- уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
- решать логические задачи;
- сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Игры и упражнения для развития мышления
Игра "4 лишний"
   Называете ребенку 4 слова, три из которых связаны каким-либо общим признаком, а четвертое - этого признака не имеет.
       Например:
- чайка, олень, дрозд, синица;
- тарелка, кастрюля, ведро, кружка;
- круг, квадрат, треугольник, ромб.
       Но не спешите говорить ребенку, что он  не прав, обязательно спросите его, почему он так считает: ребенок должен обосновать свой ответ.
Игра "Данетка"
    Загадываете какое-либо слово, а ребенок с помощью вопросов должен отгадать это слово. На все вопросы вы отвечаете "да" или "нет".
       Например:
- Это живое?
- Да.
- Оно летает?
- Нет. 
- Это животное?
- Да.
- Оно дикое?
- Нет.
- Оно пушистое?
- Нет.
- Оно большое?
- Да.
- У него есть рога?
- Да.
- Это корова?
- Да.

       Логическое мышление тесно связано  с речью. Отсюда вытекает и третья проблема - это развитие речи.
       Я в своей практике часто сталкиваюсь с тем, что многие дети испытывают затруднения в составлении рассказа по картинке. Причем рассказ составляют только из существительных и глаголов. По сути получается перечисление изображенного на картинке. Поэтому стимулируйте детей рассказывать. Пусть рассказывают обо всем: как прошел день в детском саду, содержание просмотренного мультфильма, прочитанной книги и т.д. Главное, следите за тем, чтобы ребенок связно излагал свои мысли.
       Кроме того, у будущего первоклассника должны быть усвоены все звуки русского языка! Если у Вашего ребёнка есть дефекты речи обратитесь за помощью к логопеду. Выполняйте чётко советы и рекомендации, предложенные данным специалистом. Любые нарушения звукопроизношения ведут к образованию специфических  ошибок на письме. Это замена букв, искажения, пропуски и др.      
  
Игры и упражнения на развитие речи
"Подбери слово"
       Вы называете какое-нибудь существительное, а ребенок должен подобрать к нему прилагательное, т.е. ответить на вопрос "Какой? Какая? Какое?"
    Например, яблоко: красное, спелое, червивое, садовое, опавшее, вкусное, кислое, круглое и т.д.
         Загадки

      Загадки можно придумывать самим. Попросите ребенка, пусть он придумает загадку, а вы отгадаете.

                    
Достаточно сложный процесс - выработка навыков письма. Поэтому четвертая проблема - это развитие мелкой моторики. Дело в том, что мелкие мышцы руки, участвующие в акте письма, у детей в 6 лет еще недостаточно развиты. Помогает подготовить руку к письму рисование, владение ножницами. Сейчас важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Потому что это может привести к неправильной техники письма. Если регулярно проводить упражнения, игры и различные задания на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то можно решить сразу две задачи: развить интеллект ребенка и подготовить руку к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
         Многие дети держат неправильно карандаш при рисовании. В основном это неправильное положение руки. Кисть вывернута таким образом,  что верхний кончик карандаша направлен в сторону или от себя, а должен быть ориентирован на плечо пишущей руки.
      Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний  кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
      Обратите внимание на то, как ребенок рисует и закрашивает. Если он поворачивает лист при рисовании и закрашивании, то значит, у него не сформировано умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев. И он заменяет это умение поворачиванием листа. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то возможно, ребенок жестко фиксирует кисть при рисовании.
К семи годам ребенок должен:
 - Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
- Уметь копировать фразы, простейшие рисунки;
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

УДАЧИ ВАМ!

ü


Комментариев нет:

Отправить комментарий