31 августа, 2014

Изучаем межличностные отношения детей

СОЦИОМЕТРИЯ
 Уже в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Положение детей в группе в психологии выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.
Предлагаю две методики, соответствующие возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.

Капитан корабля.
Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:
  1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?
  2. Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?
Два домика.
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, чёрного цвета. Взрослый показывает ребёнку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном - много разных игрушек, книжек, а в чёрном - игрушек нет. Представь, что ты живёшь в большом доме и можешь пригласить к себе тех ребят из своей группы, кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный дом?». После инструкции взрослый записывает ответы ребёнка.
Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:
  • популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
  • предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
  • изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
  • отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
При анализе результатов важным результатом является также взаимность выборов детей.
Не всякая группа имеет столь чёткую структуру, где есть ярко выраженные «звёзды» и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания межличностных отношений.


1 комментарий: