17 августа, 2014

Сказка про чернильницу (модификация методики А.В.Запорожца)


Возраст: 5-6 лет
Цель: оценка способности к переносу специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.
Инструкция к проведению. Психолог рассказывает ребенку сказку: «В одной деревне жил старенький доктор. Все его очень любили, так как он был добрый и хорошо лечил больных. Как-то летом крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает человек из соседней деревни и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь  у него не запиралась, в деревне никого не оставалось, а у него не было даже собаки, которая могла бы посторожить дом. Тогда доктор попросил посторожить дом большую чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась чернильница. Говорит: «Не мое это дело - дом сторожить». Но ничего ей не оставалось, как подчиниться хозяину.

          Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрался к дому и захотел похитить все вещи старенького доктора. А тут чернильница как выскочит, да как залает на разбойника. Тот испугался и убежал».
          Рассказав сказку, психолог задает вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос отрицательно, то ему задается другой: «Ну хорошо, это на самом деле чернильница лаять не может, а в сказке - может?»
           В случае получения утвердительного ответа психолог говорит: «Действительно, в сказке возможно все. А если так, то как еще чернильница может прогнать злого разбойника и спасти домик доброго доктора? Попробуй придумать для нашей сказки новую концовку».
          Обработка данных. В ходе обследования фиксируются типы ответов, оцениваемые по четырехбалльной системе.
 1 балл. Данный    тип ответов включает в себя два подтипа.
          А. чернильница не только не может залаять и прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо для спасения дома - для этого нужна собака или сторож. Дети могут настаивать на этом даже тогда, когда психолог специально обращает их внимание на то, что чернильница является сказочной.
          Б. Ребенок считает, что чернильница может залаять и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно все». Руководствуясь тем же, дети иногда говорят, что чернильница может покусать разбойника, поцарапать его и т.д.
         
2 балла. С точки зрения ребенка, чернильница лаять не может. Однако в ней может сидеть какое-либо живое существо (например, маленький человечек, гномик), которое выскочит оттуда, напугает и прогонит разбойника.
3 балла. Ребенок творчески переносит свойство известного ему предмета в новую ситуацию. По его мнению чернильница лаять не может, она должна облить разбойника чернилами, и тогда тот испугается и убежит.
4 балла. Высшая форма творческого решения задачи - «развитие» ситуации на основе перенесенного свойства: пусть чернильница разольет чернила по полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по следам его потом будет легко найти, пусть она нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и др.), которая покусает (напугает) грабителя или напишет письмо доктору, чтобы он скорей возвращался и т.п.

Примечания.
А) Некоторые современные дети могут не знать, что такое чернильница, хотя большинство из них знают, что такое чернила. В данном случае ребенку нужно объяснить, что чернильница - это баночка для хранения чернил.
Б) Там, где ребенок «зацикливается» на решениях 1-го уровня (подтип Б), психологу целесообразно задать вопрос: «А как еще чернильница может прогнать разбойника, если не лаять, не рычать, не прыгать, не кусаться?»





В.Кудрявцев «Дошкольное образование» №7, апрель, 2001


Комментариев нет:

Отправить комментарий